В Юсьвинском муниципальном округе провели просветительскую акцию "Краеведческий диктант"
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Пермский край, с. Юсьва,
ул.Красноармейская, д.14

Наш адрес
+7 (34 246) 2-75-35
administration@yusva.permkrai.ru

Приемная

В Юсьвинском муниципальном округе провели просветительскую акцию "Краеведческий диктант"

14.03.2024
Национальный проект «Культура» особое внимание уделяет необходимости укрепления российской гражданской идентичности. Данная задача решается путем проведения мероприятий, направленных на популяризацию  языка, литературы, на сохранение национальных культурных традиций, промыслов и ремесел, как основ национальной идентичности.

Юсьвинская центральная библиотека в пятый раз провела просветительскую акцию «Краеведческий диктант», приуроченной ко дню образованию Юсьвинского района (25 февраля), Коми-Пермяцкого округа (26 февраля) и объявленной приоритетной темы года – Год семьи.

Вопросы Краеведческого диктанта были составлены на основе историко-этнографических, литературных материалов и посвящены семейным традициям, обрядам, легендам, бытовавшим на территории Прикамья. Основными источниками для вопросов были книги В.В. Климова «Корни бытия», Г.Н. Чагина «Очерки по истории и этнографии коми-пермяков», И.А. Подюкова «Этнолингвистический словарь свадебной терминологии Северного Прикамья», В.М. Яновича «Пермяки» и другие издания по этнографии и краеведению.

Анализируя ответы краеведческого диктанта, выявили, какие вопросы вызвали затруднения:

№ 3. «Переходя в новый дом, что оставляют хозяева в старом доме?» Земской начальник в Юсьвинской волости в начале ХХ в. Всеволод Мефодиевич Янович в своем уникальном и интереснейшем этнографическом очерке «Пермяки» пишет, что при уходе в новый дом, семья оставляет в старом свои старые лапти для суседки.

№ 4. «Коми-пермяки остаются верны многим приметам, ритуалам, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни: от рождения до смерти. Какому растению придают сильное магическое действие?» Как пишет Василий Васильевич Климов, чтоб оградить новый дом от воров, разбойников, злоумышленников над входными дверями в сенях прикрепляли можжевеловую ветку, которая обладает сильной магией.

№ 10. «На территории какого района Коми-Пермяцкого округа проживали по легенде четыре брата Чадз, Бач, Юкся, Пукся?» Вопрос был спорный, но по исследованиям косинского краеведа М.Е. Мартынова «чудские богатыри» Чадз, Бач, Юкся, Пукся были основателями косинских поселений, но в связи с административным районированием поселение Юксеево вошло в состав Кочевского района.

№ 12. «Редкий брак заключался без свата или свахи. Если сват только что выехал со двора, а навстречу попалась собака, приходилось возвращаться домой и сообщить домашним «не добрая встреча – собака попалась, не пойду сватать, такая же злая сноха будет, не надо ея». Зато попадись навстречу это животное – лучшего и желать не надо. Встреча с каким животным сулила удачное сватовство?» Этот момент свадебного обряда опять же встречается в очерке Яновича: «…Зато попадись навстречу свинья – лучшего и желать не надо».

№ 14. «Накануне свадьбы, невеста с подружками мылись в бане. Какой подарок от жениха невеста обязательно брала в баню?» В.В. Климов в своих исследованиях пишет «Для мытья в бане жених заранее посылает мыло, с помощью которого смывается девичья жизнь, грехи».

№ 16. «При каком случае гости на свадьбе кричали «Тараканы нападали»? Вопрос оказался одним из самых затруднительных, большинство ответили 3-ий вариант ответа «Когда молодых заставляли подметать пол». Но это выражение «Тараканы нападали» по исследованиям материалов свадебных традиций Северного Прикамья кричали на свадьбе, чтоб молодые целовались.

№ 17. «Как назывался второй день свадьбы у иньвенских коми-пермяков?» Второй день свадьбы «Кудпыдöс» достаточно подробно описывает В.В. Климов в этнографических заметках.

В целом краеведческий диктант 2024 года собрал в сравнении с предыдущими акциями рекордное количество участников – 902 человека, средний балл составил – 14 из 20 максимальных.

На вопросы краеведческого диктанта отвечали в 13 структурных подразделениях ЦБС, в 24 коллективах. Самым активным коллективом оказалась Юсьвинская школа – 151 участник. Считаем, что это благодаря стараниям Гавшиной Марии Геннадьевны.

Организаторы диктанта благодарят всех участников, руководителей коллективов (организаций), которые проявили непосредственный интерес к познанию семейных традиций, обрядов, бытовавших на территории Прикамья.

"Приглашаем за получением Благодарностей представителей управления образования, территориального отделения полиции, Юсьвинской поликлиники, пожарной части № 72, Юсьвинского райопо, Юсьвинского КДЦ, Юсьвинского филиал Коми-Пермяцкого агротехникума, детских садов с. Юсьва и Архангельское, школ с. Юсьва, п. Пожва, п. Майкор, Центра дополнительного образования «Созвездие» в Юсьвинскую центральную библиотеку. А кто не участвовал, в библиотеках ждут вас бланки диктантов для самопроверки своих знаний этнической истории семьи, брака", - рассказали в Юсьвинской библиотеке.